Современная польская
философия истории
(Эссе)
Вопрос о
существовании национальных школ в философии истории не так прост, как кажется
на первый взгляд.
Принято
говорить о французской, английской, немецкой, русской школах в философии
истории. При этом немилосердно обделяются другие нации Европы. И если об
итальянской или испанской школах можно встретить глуховатое упоминание в
литературе (как правило, связанное с двумя-тремя именами) то об австрийской,
швейцарской, венгерской или польской школе – тишина. Для анализа особенностей
малоизвестной национальной школы в философии истории возьмем польскую
историософскую традицию.
Причины
несправедливости по отношению к польской философии истории кроются, по
видимому, в нашем понимании концепта «школа» в Философии истории. При ее
выделении в некую обособленную данность речь идет прежде всего об особенных,
нормированных, максимально формализованных методологических принципах познания
прошлого. В этом смысле о национальной польской историко философской школе не
может идти даже речи. Она не имеет оригинальных и вместе с тем конкретных,
доведенных до уровня формулы методик познания прошлого. Но следует только
обратиться к предельным основаниям польской философии истории, взглянуть на
общие принципы исторического познания, как она обретает самостоятельность и
гносеологическое своеобразие. Причем последнее, присуще только польской
философской школе.
Три исходные
посылки польской философии истории [1]:
1. Жесткая,
неподвергающееся сомнению детерминация прошлого и будущего.
Польские
историки легко и непринужденно обосновывают целесообразность процессов прошлого
исходя из гипотетичного варианта будущего… и наоборот. Для польской
историографии нет прошлого как такового, как отдельного объекта изучения. Более
того, историческое прошлое не является предметом, хладнокровно расчленяемым
академическим сообществом. В каждой научной работе польские историки
опровергают и разрушают тезис о том, что «история не знает сослагательного
наклонения». То, что не произошло в прошлом, обязательно произойдет в будущем.
Старая ситуация будет «переиграна» по новому. Чтобы быть готовым к этому
необходимо четко отработать на интеллектуальном уровне альтернативную историю и
спроецировать ее на поступки людей в будущем.
2. Историография
любого вопроса это не поиск фактов, событий, аналогий, а ревизия прошлого с
позиций морально-политической необходимости.
Практически
любая, сколь ни будь серьезная историческая книга вышедшая в традициях Польской
национальной школы – архи актуальна. Ибо она создается в контексте нравственной
и властной необходимости дня сегодняшнего. Именно пресс морали и политики выжимает
для польской историографии сок фактов, событий, аналогий.
3. Видение истории в антиномиях,
контрастах: нация-государство, реализм-идеализм, оптимизм-пессимизм,
Запад-Восток.
Польские историки
принципиальны и жестки в своих тезисах и выводах. Классификация событий всегда
тверда, цельна и не знает неопределенностей или двусмысленностей. Эта ситуация
задается жесткой матрицей формальной логики: истинно либо «А», либо «Б»,
справедливо, положительно… либо «А», либо «Б». Любой исторический процесс
протекает в изначально очерченном русле, границами которого является в конечном
счете «Добро» и «Зло». Цель историка - выявить этот контент в любом событии и
связать полученный результат с судьбой Польши.
Нельзя не
признать, что эти базовые посылки, придают польской философии истории особый
шарм и колорит. Они позволяют вполне обоснованно утверждать, что конкретные
методы исторической науки для польской философии истории проблема
второстепенная, прикладная, всецело подчиненная главной цели: формированию
целостного, яркого и красочного исторического сознания польской нации.
Литература:
1.Общая идея классификации была взята из обширной статьи: Vykoukal J. Polska historiografia XX wieku
czyli przygody pewnych motywow historii nowozytnej i najnowszej (oczami czeskiego
historyka) // http://jazon.hist.uj.edu.pl/zjazd/materialy/vykoukal.pdf
Шевченко О.К., (Симферополь, Украина)
|